Современный образ жизни диктует свои правила и законы. На сегодняшний день люди стремятся быть здоровыми, быть успешными, употреблять продукцию высокого качества. Компания Festive Sunrise®, предлагая элитные сорта - чая, кофе, мате и мёда уверенно сочетает в себе выше перечисленные потребности. Elite (фр.) - лучший, отобранный. Согласитесь, что каждый из нас достоин лучшего. Это, прежде всего показатель отношения к самому себе!

четверг, 28 июня 2012 г.

ЧАЙ. Происхождение.

Легенда

Согласно легенде, зеленый чай был открыт китайским императором Шень Нуном задолго до нашей эры. Шень Нун имел особый дар распознавать свойства лекарственных растений, научил людей пахать землю. Однажды, спускаясь с гор, император захотел пить. Остановившись под каким-то деревом, он наполнил чашку кипятком. По легенде, в чашку с кипятком упал листок. Император попробовал получившийся напиток и почувствовал прилив бодрости. Благодаря напитку он завершил своё путешествие гораздо раньше намеченного времени. Императору понравился нежный зеленый цвет, аромат и терпкий вкус чайного листа. Изучив подробнее его освежающие свойства, Шень Нун повелел своим подданным использовать чай для утоления жажды и обретения бодрости духа. Так он положил начало культуре разведения и потребления зелёного чая.

Происхождение слова «чай»

В разных древних сочинениях чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». В IV–V веках, когда практика показала, что лучший напиток получается из самых молодых листьев, к этим первородным именам чая прибавилось еще одно – «ча».
В зависимости от местного названия того или иного сорта, в настоящее время китайцы используют множество слов, обозначающих чай, но большинство их содержит частицу «ча». Словом «ча е» называется по-китайски чай в листьях, словом «ча и» – готовый рассыпной чай и чай как напиток. Употребляемое на Руси слово «чай» впервые пришло к нам как монгольское «цай». Это название переняли от нас болгары, сербы, чехи. Португальцы говорят «чаа», арабы – «шай», народы Индии и Пакистана – «чхай» или «джай», калмыки – «ця», народы Средней Азии – «чай» или «чой».
В общем, можно сказать, что наименования чая, в которых присутствуют звуки «ч», «ж», «ц», пришли через северные районы Китая и по Великому шелковому пути, то есть по суше. Туда же, где чай называется «тэ» или «ти», название попало через южные районы, в которых распространено кантонское наречие, то есть по морю.
Научное название чая – «Камелия китайская» (по латыни «Camellia sinensis»), но чаще используются устаревшие названия – Чай китайский (Thea sinensis), Камелия чайная (Camellia thea или Camellia theifera). Во многих медицинских руководствах и научных ботанических работах до сих пор часто встречается название Thea sinensis.
В европейской науке первая относительно полная информация о чае появилась благодаря голландскому ученому и путешественнику Вильгельму Райну (Dr. Wilhelm ten Rhyne), который жил в Японии. Он первый дал развернутое ботаническое описание чайного куста (а именно, его китайской разновидности). Его книга об экзотических растениях впервые была издана в Данциге в 1678 г. на латыни («Exoticarum plantarum centuria prima»).
В 1763 г. (1753?) шведский капитан Эксберг по просьбе выдающегося биолога Карла Линнея привозит живой чайный куст. Линней классифицирует чайный куст следующим образом:
Тип: ANGIOSPERMAE (Покрытосеменные)
Класс: DICOTYLEDONES (Двудольные)
Отряд: PARIETALES
Семейство: THEACEAE (Чайные), сейчас CAMELLIAE (Камелиевые)
Род: THEA (Чай), сейчас CAMELLIA (Камелия)
Вид: SINENSIS (Китайский, – ая)

Традиции чаепития различных народов

Общеизвестно, что чай пришел в Россию с Востока. Но это не означает, что до этого Россия пила только водку. Чай был свой: из соцветия иван-чая, листья вишни, мяты, смородины, различных плодов, кореньев трав, в огромном ассортименте собираемых, высушиваемых и заготавливаемых для различного назначения - лечебных и тонизирующих.
Законодательницей модного чаепития стала Москва. Чай пили утром, в полдень и обязательно в 4 часа. В это время в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Чай пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное с удовольствием, причем любили чай крепкий и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать» деликатно отказывались. Даже чайные - это чисто русские заведения. И что, интересно их владельцы имели налоговые льготы, низкую арендную плату и демократичный режим работы.
У каждого народа есть свои чайные традиции и церемонии. Восточная чайная церемония «Гун Фу Ча» в своей основе направлена на самоуглубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.
В Башкирии любят чаевничать со сладостями, как правило на стол ставятся национальные башкирские блюда: чак-чак, баурсак, блины, нарезаются яблоки, лимоны. Чайные застолья проходят весело, шумно, задорно и с песнями.
Русская же церемония чаепития направлена на объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.
Откровенный разговор непосредственно с собеседником, а тем более с несколькими собеседниками, всегда сложен психологически. Это усугубляется еще тем, что за столом находятся, как правило, несколько возрастных групп - от детей до прадедушек и прабабушек. Детей сдерживает традиция почтения к взрослым, их родителей - почитание своих родителей. Неосторожное замечание, столкновение двух мнений подчас разрушает доверительность беседы, и говорящий замолкает и уходит «в себя». Для создания духа демократичности был необходим некий «молчаливый собеседник», глядя на которого, и, обращаясь к которому, можно было бы высказать самое сокровенное, не боясь быть непонятным. Эта роль отводится в русском чаепитии самовару. Кстати, самовар тоже чисто русское изобретение (XVIII век). Русская «чайная машина» так называли самовар в Западной Европе. Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства, как непременный атрибут семейного покоя и благополучия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий